Поощрение и наказание ребенка

 

Муниципальное казеннное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 

города Тавды Свердловской области

Поощрение и наказание ребенка

 

 

Любовь родителей – профилактика насилия над детьми

Неблагоприятная с этой точки зрения семья, где нет согласия между родителями, оказывает негативное воздействие на интеллектуальное, речевое и нравственное развитие ребенка.

Еще в работах А. С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства,

подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.

Внешние и внутренние факторы.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие.

 

Рисунок 1. Социальные и биологические факторы и их влияние на развитие личности. 

 

Что же представляют собой биологические и социальные факторы?

Биологические (внутренние) факторы включают в себя, прежде всего наследственность. Помимо наследственности к ним относятся особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.

Человек рождается с определенными наследственными задатками.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Социальные факторы (внешние)

Развитие социального поведения ребенка осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является впервые годы жизни ребенка. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать, или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи.

С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Разве он должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств...И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Поэтому первое правило - использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки.

Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

Покупка какой-нибудь вещи - самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное - умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Если поощрять ребенка надо обдуманно,

то трижды обдумайте наказание!

Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности?  Вероятно, нет.

Конечно, детям (как, впрочем, и взрослым) свойственно иногда упорствовать в своих ошибках, лгать, проявлять жестокость, эгоизм. Оставленные без внимания, они могут усилиться, стать со временем свойствами характера. И если убеждение, требование, внушение не помогают - приходится применить и наказание....Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись». Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут».

Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».

«Не надо, мама! - всполошился Володя. - Я сам извинюсь».

«Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет».

Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный, допустим, поход в аквапарк или приобретение нового мобильного телефона.
Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, шлепая ребенка, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: «Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!» Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.

Внешняя мотивация

Дети стараются чего-то добиться, ожидая похвалы или одобрения от взрослых. Поэтому разумно поощрять даже самые небольшие достижения ребенка. Для него это сильнейший стимул. Ярко делать это нужно грамотно. Похвала должна носить характер. Лучше сказать: «Сегодня ты построил дом из кубиков выше», чем просто: «Молодец». Кроме того, хвалить следует сразу после того, как ребенок сделал что-то хорошее, в этом случае эффективность поощрения намного выше. То же самое касается и порицания.

Ни в коем случае не оценивайте личность ребенка, говоря ему: «Ты плохой мальчик», — можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком как таковым и не его чувствами. Правильнее будет сказать что-то относительно конкретного поступка, например: «Ты не прав, что ударил кошку. Ей очень больно!» вместо «Какой ты злой!»

Хочется сказать несколько слов о физическом наказании. К счастью, в настоящее время этот метод «воспитания» используется намного реже, чем раньше. Но все же тем родителям, которые считают, что без такой формы наказания не вырастить нормальных детей, и у которых «чешутся руки», чтобы отлупить своего малолетнего «преступника», хочется напомнить следующее.

Во-первых, то, что вы наказываете своего ребенка физически, — это признак вашей педагогической несостоятельности. Во-вторых, физическое наказание эффективно далеко не всегда и имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. Подавленность, конфликтность, агрессивность, рассеянность — вот только некоторые негативные последствия таких наказаний. Родители, которые бьют своих детей, пресекают нежелательное поведение ребенка лишь на некоторое время, затем поведение, за которое был наказан ребенок, возобновится. Кроме того, с очень большой долей вероятности можно сказать, что ваш ребенок будет драться со сверстниками.

Самая правильная тактика в формировании нужного поведения ребенка состоит в том, чтобы поощрять его каждый раз, когда он проявляет себя хорошо. Когда нужное, позитивное поведение сформировано, т. е. ребенок ведет себя в соответствии с предъявляемыми к нему требования, можно перейти к периодическому поощрению, т. е. хвалить его не каждый раз, а время от времени.

Нужно отметить также, что чаще всего родители обращают внимание именно на плохое поведение. То, что ребенок ведет себя хорошо, воспринимается ими как данность. Поэтому очень часто дети плохо ведут себя только с одной целью, которую в этом возрасте они еще не осознают,— привлечь внимание родителей. И в этом случае лучшая тактика состоит в том, чтобы, игнорируя негативные поступки, каждый раз поощрять положительные. Доброжелательное (с одобрением) внимание — вот что на самом деле нужно вашему ребенку. Не сразу вам удастся добиться желаемого поведения ребенка, это не так просто. Но если вы будете использовать так называемый метод малых шагов, вероятность достижения нужного результата повысится. Этот метод заключается в том, чтобы поощрять даже самые маленькие достижения, шаг за шагом, постепенно двигаясь в нужном направлении.

То же самое касается и обучения детей каким-либо сложным для них навыкам. Особенно в тех случаях, когда вы понимаете, что ребенок еще не сможет сделать то, что хочет, но настаивает. Лучше разделить процесс на части и, одобряя выполнение каждой из них, добиваться результата. Таким образом, вы поможете ребенку сохранить эмоциональное равновесие и веру в свои возможности.

Если вас что-то раздражает в поведении ребенка, не говорите ему: «Ты слишком громко разговариваешь», — скажите: «Я не люблю, когда кричат», или «Мне нравится, когда дети разговаривают спокойно». Говорите не о поведении своего ребенка, научитесь говорить о своих чувствах, и лучше, если эти чувства будут положительными. Такие высказывания не задевают самолюбие ребенка и его личность и дают ему возможность самому решить, как себя вести.

И еще. Не используйте свою любовь, свое отношение к ребенку как стимул для его хорошего поведения. Нельзя говорить ребенку: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим мальчиком» или «Я тебя не люблю сегодня, ты плохо себя вела». Ни в коем случае! Прикусите себе язык, делайте что хотите, но только не произносите этих слов! Ваша любовь к ребенку должна быть безусловной, она не должна зависеть от его поступков, хороших или не очень. Ваша безусловная любовь — это тот стержень, который дает возможность развиваться ребенку. Без вашей любви он не станет полноценной, уверенной в себе личностью.

Источник: Г.В.Болотовский, А.Д. Царегородцев “Три главных года”, 2006 год

Начиная с полутора лет, у детей начинает формироваться собственное «я». Однако не стоит думать что родители перестают быть важны для ребёнка — он очень нуждается в них. Родители – именно те, кто первым узнаёт о достижениях и неудачах малыша, и именно от них ребёнок ждёт похвалы в свой адрес.

К трём годам дети уже хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке — они сами начинают принимать решение о своих действиях. Своими действиями дети желают привлечь внимание родителей. Правда, не всегда привлечение внимания удается добиться хорошими поступками — малыш может понять, что плохим поведением, капризами тоже можно добиться внимания от мамы или папы, а времени на это потребуется гораздо меньше. Поэтому если ваш ребёнок проказничает — не спешите его ругать, в первую очередь осмыслите свои действия. Не кричите на него если для этого нет веских причин.

Большинство ребятишек ведут себя импульсивно — под воздействием кратковременных эмоций и чувств. Так что перемена настроения у малыша может происходить моментально. Ребёнок ещё не совсем умеет управлять своими поступками. Родителям стоит помнить об этом факторе. С этим связано разное видение вами и ребёнком просьб о помощи — например, вы просите его собрать игрушки, а он — в никакую. Ваша первая реакция — он это делает специально! А с другой стороны — ребёнок в это время занят своими делами, он не упрямый, он ещё просто маленький. Детям нужно научиться перестраиваться и принимать решения самостоятельно. Правильная реакция родителей на поведение ребёнка помогут ему быстрее переступить этот рубеж и увереннее выбирать правильное решение – помогать или нет, отдавать игрушку или оставить…

Основными факторами, влияющими на формирование характера ребёнка являются отношения между родителями, количество внимания, которое уделяется ребёнку, реакция родителей на действия, совершенные малышом.

В природе не существует универсального способа сделать тем или иным характер ребёнка. В каждом конкретном случае действенны свои правила. Родителям надо научиться наблюдать за малышом — как он себя ведёт в разных ситуациях, и в зависимости от этого вырабатывать свои методы воздействия. Одно что необходимо чётко запомнить — никогда не следует кардинально менять мнение малыша, лучше действовать тактичнее, направляя его действия в нужное русло.

Похвалите меня лучше всех!

Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребёнка — этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.
В первую очередь ребёнка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том что он самых хороший, любимый и умный — но не часто.

Если ваш малыш находится в компании своих сверстников, хвалите не только его, но и его друзей. В этом случае ваше дитя будет меньше зазнаваться, а хорошие действия его друзей тоже не останутся без внимания — им будет приятно.

Поощрение должно быть искренним, заслуженным и серьёзным.

Часто поощрение происходит в качестве подарка — это хорошо, главное знать меру. Новая игрушка или шоколадка не идут ни в какое сравнение с новыми эмоциями, которые ребёнок получит при посещении детского театра, цирка, зоопарка. Да и за тортиком бежать в магазин не обязательно — испеките его вдвоём, это намного интереснее и полезнее.

Не стоит дарить ребёнку и деньги. Конечно же хорошо когда он заранее привыкает к взрослой жизни и учиться копить монетки на новую игрушку, однако чрезмерное увлечение этим занятием способно вызвать негатив — малыш может отказываться выполнять работу без вознаграждения.

Одним словом — поощрять и хвалить нужно в меру!

Поощрение и похвала способствуют повышении самооценки детей. Психологи говорят, что дети, сомневающиеся в своих силах, чаще испытывают страх перед собственными неудачами. Довольно часто они начинают читать гораздо позже своих сверстников, и вызвано это не интеллектуальным отставанием, а тем, что ребёнок уже подготовил себя морально к неудаче.

Поэтому родителям стоит искать золотую середину — чтобы похвала и поощрение пошли на пользу малышу, а не приносили ему вред.

Каждому ребенку — свой вид поощрений и наказаний

Виды наказаний и поощрений могут быть абсолютно разные. В большинстве случаев не последнюю роль в выборе способа поощрения или наказания играет темперамент ребёнка. Для застенчивого тихого малыша виды наказания и поощрений будут в корне отличаться от аналогичных воспитательных методов для проказников и непосед. Например: если вы запретите тихоне выходить во двор, он нисколько не обидеться, ведь для него намного интереснее складывать пазлы в своей комнате; а поощрение в виде похода в кинотеатр для непоседы аналогично наказанию, ведь ему так хочется на качели…

 Искусство наказывать и прощать

Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве нескольких затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание—это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Так же обстоит дело с поощрением. Награда—это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.

Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. “Провинность” представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка—сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя,— в семье что-то неладно.

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.

Прощение—это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Поощрение и наказание

Разве ребенок должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств...

И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поэтому первое правило - использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Ведь воспитание не дрессировка: за каждое правильное движение - кусок сахара, за неправильное - угроза плетки... Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

Покупка какой-нибудь вещи - самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное - умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, шлепая ребенка, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: «Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!» Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.05.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения